АБХИНАЙЯ – комплекс средств актерской выразительности, сценической репрезентации. Это одно из основных понятий в теории индийского классического танца. Корень самого слова происходит от санскритского глагола «вести» («ni»), и НАТЬЯ ШАСТРА так объясняет семантику этого термина: «абхиная названа так потому, что она ведет игру на сцене…выводит из представления различные смыслы…».
В VII-й главе НАТЬЯ ШАСТРЫ мудрецы узнают от БХАРАТЫ, что существует четыре метода АБХИНАЙИ. Это:
АНГИКА-абхиная – игра посредством телесных движений и мимики;
ВАЧИКА-абхиная – речевые средства,
АХАРЬЯ-абхиная – использование грима, костюма, декораций и т.п.
САТТВИКА-абхиная – душевные состояния, естественные эмоции аудитории.
Три аспекта АБХИНАЙИ наглядно представлены в Бхарата-натьям. Но четвертый представлен только при изучении жестов и эмоционального содержания абхинайи - это ВАЧИКА-АБХИНАЙЯ. В древности танцовщица во время исполнения еще и пела сама. Артист должен учиться петь сам, изображать смысл танца жестами, чувства и эмоции – мимикой, при этом отбивать ритм ногами,такой подход помогает научиться непростому искусству абхинайи. Техническая сверхсложность танца предполагает безупречность в движениях и требует усиленной подготовки.
САТТВИКА-абхинайя также преподается с особой тщательностью. Полная концентрация просто необходима: глаза являются зеркалом души, лицо отражает чистые эмоции и настроения, вызывая ответный отклик зрителей.
Но наибольшее число наставлений приходится на описание АНГИКИ-АБХИНАЙИ.
Бхарата-натьям использует 13 положений головы: akampitam – голова медленно движется по вертикали (в изображении беседы, расспросов, приглашения); kampitam – по вертикали и быстро (показать ярость, зависть, болезненное состояние); vidhutam – быстро из стороны в сторону (изобразить страх, опьянение, дрожь) и т.д.
Видов движений бровей – 7. Bhrukuti – нахмуренные брови (в изображении злости, при виде яркого света), kunchitam – поднятые «домиком» (в изображении любви, смешанных чувств, показать определенные виды эротического поведения в разговоре мужчины и женщины) и др.
9 разновидностей движений шеи: sama – нормальное положение (в показе медитации, совершения пуджи); rechita – вибрирующее движение (изображая процесс взбивания молока) и др.
Положений глаз – также 9: samam – глаза неподвижны (изобразить йогическое сосредоточение, задумчивость); sachi – смотреть из стороны в сторону, доводя зрачок до уголка глаза (показать кокетливое, игривое настроение) и т.п.
И даже движения носа подчинены правилам. Считается возможным придать этой практически неподвижной части лица 6 положений: nata – расширять и сужать ноздри (при изображении плача, эмоционального повествования); uchchhvasa – вдыхать носом (изображения дыхания, ощущения аромата); vikrushta – раздувать ноздри (в изображении свирепости, ярости)и т.д.
В системе эстетических категорий Натья Шастры важнейшая роль принадлежит двум понятиям – РАСА и БХАВА.
РАСА – в переводе относительно к теории драмы «поэтическое переживание», «настроение». НАТЬЯ ШАСТРА представляет РАСУ как основную цель театрального действа. Драма мыслилась как символическое жертвоприношение в театре-храме, РАСА воспринимается как центральная сакральная жертва. Согласно последним индологическим исследованиям, в основе «театрального» ритуала лежит не ведическая ЯДЖНА, а индуистская ПУДЖА. Но семантика слова «РАСА» восходит именно к ведическим САМХИТАМ(сборникам гимнов и молитв). Там его значения – «жидкость», «влага», «сок», а также «вкус». Сок и вкус, прежде всего СОМЫ, божественного напитка. СОМА– пища богов – эквивалент пищи, как таковой. А потому НАТЬЯ ШАСТРА говорит о РАСЕ, что она «вкушается». РАСА – сакральное ощущение, суть драмы. НАТЬЯ ШАСТРА утверждает, что «никакой элемент драмы не существует безотносительно к расе». Называется 8-10 РАС, настроений: эротическое (ШРИНГАРА), героическое (ВИРА), отвращение (БИБХАСТА), грозное (РАУДРА), комическое (ХАСЬЯ), боязливое (бхаянака), сострадание (КАРУНА), волшебное (АДБХУТА), умиротворение (ШАНТА), родительская нежность (ВАТСАЛЬЯ).
БХАВА – санскр. «эмоция». Понятие БХАВЫ, «эмоционального состояния», тесно связано с понятием РАСЫ. Она является последней ступенью к достижению РАСЫ, но они не существуют друг без друга. БХАВА рождается вследствие искусной игры актера и, воздействуя на душу зрителя, вызывает его эмоциональный отклик. Есть три вида БХАВ: 8 постоянных (СТХАЙИ-БХАВЫ), 33 преходящих (ВЬЯБХИЧАРЬИ - БХАВЫ) и 8 непроизвольных состояний (САТТВИКА-БХАВЫ).
Индийская драма
|