Бхарат-Натьям считается наиболее древней формой классического танца Индии, где древняя южноиндийская танцевальная традиция и санскритские тексты «Натьяшастры» гармонично сливаются в единое целое.
История этого стиля насчитывает около 3500 лет. Этот стиль стал особенно популярным в храмах города Танджавур. Ранее только женщины могли участвовать в представлениях; мужчинам позволялось лишь быть учителями. В настоящее время мужчины достаточно часто участвуют в танцевальных представлениях.
Бхарат-Натьям, известный как дасьяттам, "представление девадаси" (храмовых танцовщиц), был ранее широко распространен в южной Индии, особенно в Тамилнаду. Этот танец был частью храмового ритуала, в котором участвовали девушки - невесты бога, обученные ритуальным танцам и уходу за статуей бога. Они были хорошо образованны и пользовались уважением в обществе.
Мы не знаем точно, каковы были стандарты и стилевые особенности Бхарат-Натьям, когда он только возник. Он непрерывно изменялся на протяжении 18-19 вв. Тем не менее, в современном репертуаре сохраняется много его архаических черт в их первозданном виде.
Стандартная классическая программа состоит из 6, иногда 7 танцев.
АЛАРИППУ.- Бхаратнатьям начинается с алариппу. Танцовщица начинает танец, предлагая богу цветы. Это техническая композиция, в которой движения повторяются сначала левой, а затем правой половиной тела, это дает представление об уровне мастерства танцовщицы. Раньше исполнительница повторяла алариппу 4 раза, каждый раз поворачиваясь к одной из сторон света. Это делалось для того, чтобы люди, пришедшие в храм видели танец во всей его полноте, как его видит бог. Теперь, когда танец исполняется на сцене, это не обязательно. Во время алариппу вначале демонстрируются движения рук, ног, корпуса, затем переходят к филигранным движениям шеи, бровей, глаз. При помощи танца исполнительница просит бога, чтобы ее выступление было удачным. Технический танец (нритта).
ДЖАТИСВАРАМ - чисто техническая (нритта) композиция, во время которой танцовщица показывает различные ритмические схемы, демонстрирует гибкость и силу своего тела, аккуратность движений при быстрой скорости.
ШАБДАМ - здесь танцовщица вводит в танец литературу. В сопровождении вокала девушка исполняет танец-молитву, демонстрируя актерское мастерство (абхиная). Повествование разбивается техническими (нритта) фрагментами. Основа - сюжетный танец (нритья).
ВАРНАМ - важный элемент в последовательности танцевальных номеров. Здесь танцовщица показывает полный набор жестов и поз бхаратнатьям. В основе этой композиции обычно лежит стихотворение рассказывающее о влюбленной девушке (наика), ожидающей своего возлюбленного. Каждая строка поэмы повторяется несколько раз, каждый раз исполнительница варьирует свой танец, демонстрируя свое владение бхав (чувства). Чем выше профессиональный уровень танцовщицы, тем больше вариаций она может показать. Основа - сочетание технического (нритта), сюжетного (нритья) и драматического (натья) танцев.
ПАДАМ - в этой композиции демонстрируются еще более глубокие чувства. В основе Падам тоже лежит стихотворение, взятое из какой-нибудь эпической или просто популярной книги. Большинство таких композиций рассказывает о жизни бога Кришны. Основа - драматический танец (натья).
ДЖАВАЛЛИ - танец основанный на передаче чувств героини (наики) к герою (найаки), часто иллюстрирует собой поэму "Гитаговинда" Джайадэвы, рассказывающую о любви Бога Кришны к Пастушке(гопи) Радхе. Предполагает глубокое раскрытие расы шрингара (подробнее в разделе "абхинайя"), иногда дословное, но чаще с описание подстрочного и междустрочного перевода. Основа - драма (натья).
ТИЛЛАНА - это 7-й элемент в последовательности танцевальных номеров бхаратнатьям. Для этого танца характерна высокая скорость, усиленная работа ног, энергичные телодвижения. Тиллана сопровождается песней, состоящей из звукоподражательных слов, не несущих смысловой нагрузки: тана, дерена, тум, лум, ялали, на, тадаре, дирдир, тани и т.д. Они помогают понять ритмический рисунок композиции. Основа- технический танец (нритта).
ПУДЖАПАНДЖАЛИ - 8-ой танец является дополнением к основной программе, чаще всего технический или с небольшими сюжетными вставками, иллюстрирует обряд подношения цветов божеству и приветствие зрителю, традиционно исполняется перед первым танцем (алариппу). Чаще всего, основа - технический танец (нритта).
В современной хореографии присутствуют еще несколько дополнительных танцевальных номеров это: киртанам, аштапади, коутувам (сюжетно-драматические, сюжетно-технические танцы), технические миниатюры (Нанди-чоль, свара манджари), сюжетные миниатюры основанные на основных танцах или представляющие вариацию на тему основного танца, например вариация на тему пуджапанджали (маллари, Бхакти-мала), и т.п.
|